К вопросу об укрывательстве преступлений: причины, проблемы и пути их разрешения (статья помощника прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Поркшеяна М.Х.)

20.01.2005
Укрывательство преступлений является негативной и противозаконной тенденцией в деятельности ОВД, искажающей статистические данные о криминальной обстановке. Не имея достоверной информации о реальных масштабах и размахе преступности, правоприменители, в конечном итоге, не могут эффективно использовать меры профилактики. Это, а также безнаказанность лиц, совершающих преступления, способствует росту преступности.

Согласно приказу МВД № 158 от 13.03.2003, сообщения о преступлениях и иная информация о правонарушениях считаются укрытыми от регистрации, если сведения о них не внесены в книгу учета сообщений о преступлениях или журнал учета иной информации о правонарушениях, а сами они не получили соответствующий регистрационный номер с момента их поступления в органы внутренних дел.

Однако, на наш взгляд, укрытыми от учета надлежит считать и сообщения о преступлениях, сведения о которых занесены в соответствующие книги и журналы в искаженном виде. Так, например, если в ОВД поступило сообщение о совершенном в отношении гражданина В. разбое, а в учетной документации зарегистрирован факт нанесения указанному лицу телесных повреждений, то в данном случае сообщение о разбое следует считать укрытым.

Путем обобщения полученных прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону сведений установлено, что в основном укрываются от учета сообщения о преступлениях, которые носят неочевидный характер или не имеют перспектив к раскрытию. Возможно также укрывательство сообщений о преступлениях, в отношении которых у сотрудников правоохранительных органов имеется определенный корыстный, служебный либо иной интерес. Выявление именно данной категории сообщений является первостепенной задачей и, вместе с тем, представляет наибольшую сложность, что обусловлено особой завуалированностью факта укрывательства, как со стороны сотрудников ОВД, так и со стороны заявителей.

Укрывательство преступлений препятствует осуществлению основного назначения уголовного процесса – защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Незнание сотрудниками правоохранительных органов действующего законодательства зачастую также влечет неумышленное укрывательство преступлений. Так, например, сотрудники ОВД не всегда верно разграничивают сообщения о преступлении от иной поступающей информации некриминального характера, часто подменяя одно другим. Указанное свидетельствует об определенной кадровой проблеме, а также об отсутствии правильно поставленного образовательного процесса.

Деятельность прокуратуры по выявлению укрываемых преступлений носит многогранный характер, и применяемые методы требуют постоянного совершенствования. В частности, перечень источников информации о криминальных деяниях, с которыми сверяются данные, не должен являться исчерпывающим. На наш взгляд, необходимо проводить сверки: а) с Интернет-провайдерами и интернет-клубами – с целью выявления преступлений в сфере компьютерной информации; б) с учреждениями уголовно-исполнительной системы – с целью выявления преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ; в) с санитарно-эпидемиологическими службами – о выявленных ими преступлениях, предусмотренных ст. 236 УК РФ; г) с аптечными пунктами – с целью выявления преступлений, предусмотренных ст. 233 УК РФ.

Особую сложность представляет выявление преступлений против личности. В случае, если сверки с источниками криминальной информации результатов не дали, сведениями о совершенных в отношении граждан преступлениях (при отсутствии их жалоб и заявлений) прокуратура не располагает.

Данная проблема может быть разрешена путем применения строгих мер дисциплинарного наказания сотрудников ОВД, а также путем проведения с ними занятий. Надзирающий прокурор своими действиями должен доказать работникам милиции, что ни одно укрытое ими преступление не останется не выявленным.

Помощник прокурора
Советского района г. Ростова-на-Дону

М.Х. Поркшеян