Поддержание государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей
Результаты работы по реализации в судах районного звена института присяжных заседателей
Особенности судебного следствия по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей
Участие граждан в отправлении правосудия – конституционное право и гражданский долг.
Суд присяжных заседателей, созданный в России в 1864 году и упраздненный после Октябрьской революции 1917 года, был вновь возрожден в 1993 году в соответствии с Концепцией судебной реформы в РСФСР.
Одним из первых регионов Российской Федерации, в котором началось рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, стала Ростовская область. Уголовные дела такой формой судопроизводства рассматриваются Ростовским областным судом с 01.01.1994.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в целях укрепления и развития демократических основ уголовного судопроизводства был разработан и 23.06.2016 принят пакет законов о расширении применении института присяжных заседателей, в том числе Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», в соответствии с которыми с 01.06.2018 судебное производство по уголовным делам о ряде преступлений против жизни и здоровья в районных и равных им судах осуществляется с участием коллегии присяжных заседателей.
Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ с 01.06.2018 судья районного суда и коллегия из шести присяжных заседателей не иначе как по ходатайству обвиняемого рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных:
- ч. 2 ст. 105 УК РФ (квалифицированное убийство), ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств), ч. 4 ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств), ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 УПК РФ (геноцид), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями ч. 4 ст. 66 УК РФ (покушение или приготовление к преступлению) и ч. 4 ст. 78 УК РФ (применение сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы);
- ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство);
- ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Если указанные преступления совершены лицами в возрасте до 18 лет, то уголовные дела в отношении таких лиц не могут быть рассмотрены коллегией присяжных заседателей.
Значимость и прогрессивность такой формы судопроизводства состоит в том, что она оказывает большое влияние на укрепление независимости суда, повышение доверия к нему, развитие состязательных начал правосудия, на усиление требовательности к доказыванию вины подсудимого.
В суде с участием присяжных заседателей, как правило, рассматриваются наиболее сложные дела об убийствах и других тяжких преступлениях, по которым предусмотрены самые строгие виды наказаний.
Основой существования института присяжных заседателей является Конституция Российской Федерации, положениями которой установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (часть 4 статьи 123 Конституции Российской Федерации), а также закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 47 Конституции Российской Федерации).
Участие в отправлении правосудия – одно из конституционных прав граждан Российской Федерации, закрепленное в ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Присяжные заседатели – это лица, привлеченные в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (п. 30 ст. 5 УПК РФ).
Не будучи профессиональными судьями, присяжные заседатели, вынося свой вердикт, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и представлениях о справедливости, сформировавшихся в обществе, членами которого они являются.
Способность коллегии присяжных заседателей вынести справедливый и правильный вердикт во многом зависит от ее состава. Присяжные должны осознавать свой гражданский долг, быть объективными, честно и беспристрастно исполнять свои обязанности.
В суде с участием присяжных заседателей судья постановляет приговор на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, который обязателен для председательствующего.
В ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» указано, что рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится, в том числе, в областных и районных судах.
Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица:
- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
- имеющие непогашенную или неснятую судимость;
- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
На основании п. 2 ст. 7 указанного Федерального закона из списка присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:
- лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
- лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
- лица, достигшие возраста 65 лет;
- лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
- военнослужащие;
- граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки – в течение 5 лет со дня увольнения;
- судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также частные детективы – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
- священнослужители.
Исходя из положений ч. 3 ст. 3 Федерального закона 20.08.2004 № 113-ФЗ к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Таким образом, Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым кандидат в присяжные заседатели не может приступить к выполнению своих обязанностей и быть включенным в соответствующие списки.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Более того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.
За время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК РФ.
Законодателем гарантированы определенные правовые положения для реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей.
Так, присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия в соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Федерального Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Извлечение из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации