Выемка бухгалтерских и иных документов (статья помощника прокурора г. Новочеркасска Подкопаева Г.В.)

25.03.2005
    В последнее время участились случаи обращений в прокуратуру г. Новочеркасска руководителей коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросу правомерности действий правоохранительных органов по истребованию и изъятию (выемке) бухгалтерских и иных документов, относящихся к деятельности организаций, при проведении налоговых проверок. В связи с этим возникла необходимость дать пояснения по данному вопросу. 
    В соответствии с действующим законодательством производить налоговые проверки организаций и физических лиц вправе налоговые органы, а при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, – органы внутренних дел (милиция). Милиция также вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. 
    Порядок истребования и выемки документов при проведении налоговой проверки налоговыми органами регулируется главой 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано данное требование, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность. 
    Выемка документов, согласно ст. 94 НК РФ, производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выезд-ную налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности, после чего предлагает лицу, у которого производится выемка документов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Эта процедура осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов. При принудительной выемке должностное лицо налогового органа вправе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, избегая при этом причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. О производстве выемки, изъятия документов и предметов должен быть составлен протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов. 
    В тех случаях, когда у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган должен передать их лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия. Копия протокола о выемке документов и предметов должна быть вручена под расписку или выслана лицу, у которого были изъяты эти документы и предметы. 
    Как уже отмечалось выше, проведение проверки организаций и физических лиц органами внутренних дел возможно только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением данной организацией или физическим лицом законодательства о налогах и сборах, например, поступившего из налогового органа материала налоговой проверки с выявленными нарушениями налогового законодательства. 
    Истребование и выемка документов органами внутренних дел при проведении указанной проверки должна осуществляться в соответствии с Законом РФ «О милиции» и инструкцией «О порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах», утвержденной приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177. 
    Согласно ст. 11 Закона РФ «О милиции» и указанной Инструкции сотрудники подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирова-ние соответствующих преступлений, имеют право:

- получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

- по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя производить в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

- изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, но на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, – на срок не более 48 часов;

- изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции;

- опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению дея-тельности организации, – на срок не более 48 часов.

    Копия постановления о проведении проверки, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных выше действий, вручаются представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо его представителю. 
    При нарушении должностными лицами установленного порядка проведения налоговых проверок их действия могут быть незамедлительно обжалованы вышестоящему должностному лицу.

Помощник прокурора г. Новочеркасска
юрист 3 класса                                                                                             Г.В. Подкопаев