Каменский Чикатило (дело Бурцева)
Многоэпизодные убийства на сексуальной основе относятся к категории трудно раскрываемых. Установление убийцы-насильника обычно связано с немалыми сложностями. На раскрытие этих тягчайших преступлений тратятся огромные усилия следователей, оперативных работников, экспертов, а для успеха нередко требуется настоящее искусство, знание психологических особенностей поведения сексуальных маньяков.
Не было исключением и расследование дела по обвинению Романа Бурцева, проведенное прокуратурой г. Каменска-Шахтинского.
После поимки Чикатило казалось, что такие монстры приходят на землю редко, раз в столетие. Но жизнь зачастую опровергает устоявшиеся стереотипы, и на свет вновь появляются преступники, совершающие дикие, жестокие многочисленные убийства. Один из них — электросварщик машиностроительного завода Роман Бурцев, творивший злодеяния в г. Каменске, своего рода каменский «Чикатило», на совести которого убийства шести малолетних детей в течение трех лет.
Впервые город вздрогнул 15 сентября 1993 г., когда исчезли малолетние Чурилов Евгений (12 лет) и Чурилова Олеся (7 лет). 20 октября прокуратура возбудила уголовное дело. Был выполнен большой объем следственной работы, но в результате никаких следов не обнаружили. Никто не мог предположить, что к исчезновению детей причастен простой, незаметный паренек Роман Бурцев, ведущий добропорядочный семейный образ жизни. Но именно тогда он совершил первое и самое чудовищное преступление.
Впоследствии, когда в 1996 г. преступление было раскрыто, Бурцев рассказал, что встретил брата и сестру Чуриловых на свалке пос. Заводского и решил совершить развратные действия по отношению к Олесе, но этому мешал Евгений. Преступник завлек мальчика в яму, нанес три сильных удара по голове кулаком, а затем еще три удара металлической пластиной, которые и оборвали жизнь ребенка. Осуществив свой преступный замысел в отношении Олеси, он задушил ее и бросил оба трупа в яму, завалив мусором.
Печальный список жертв продолжился. 17 июля 1994 г. Бурцев изнасиловал и задушил двенадцатилетнюю Алексееву Марину. Девочка искала котенка. Преступник, предложив ей помощь, на мотоцикле вывез ее за город, убил и спрятал труп в камышах.
23 мая 1995 г. преступник силой увез Кулинкину Аню девяти лет на велосипеде и, совершив развратные действия по отношению к ней на берегу реки Северский Донец, убил ее. Труп закопал на промышленной свалке.
1 июля 1996 г. Бурцев подкараулил у школы № 4 г. Каменска Терновскую Иру, 1987 г. рождения. Вывез ее на территорию кладбища, где изнасиловал и задушил.
16 июля 1996 г., осуществляя свой преступный замысел, затащил в лесополосу Кирбабину Наташу, избил ее, изнасиловал и убил. Наташе было 12 лет.
К сожалению, своевременно предпринять какие-либо меры по задержанию убийцы не удалось, так как о самих преступлениях и месте их совершения ничего не было известно, но на протяжении более трех лет шла творческая, сложная следственная работа. Сложность заключалась, прежде всего, в том, что маньяк тщательно скрывал содеянное. Трупы потерпевших перемещались в ямы, в основном на свалках, где засыпались землей, мусором, маскировались. Ни по одному из убийств трупы не были обнаружены сразу. Люди исчезали бесследно. И еще монстру везло — не было даже случайных свидетелей. Все трупы потерпевших, кроме одного, были найдены уже после задержания Бурцева, когда он сам указал места, где их спрятал.
В этом уникальность данного уголовного дела, практически подобные случаи очень редки (тот же Чикатило, как правило, не старался замаскировать последствия своих преступных действий). Надо отдать должное следователям — как только был обнаружен труп последней жертвы, преступник был найден. Энергия, настойчивость и оперативность, инициатива и самоотверженность следователей прокуратуры, их долгая и профессиональная работа в течение трех лет позволили раскрыть эти преступления и тем самым оборвать кровавую цепь злодеяний.
Как ни парадоксально, роковую роль для убийцы сыграло именно его стремление тщательно скрывать следы преступления и, особенно, прятать трупы потерпевших. Так, после убийства Кирбабиной Наташи Бурцеву потребовалась лопата, и он «засветился» — попросил ее у людей, живущих по соседству с местом происшествия. Закопав труп, лопату выбросил, а уже на следующий день труп был обнаружен.
Это стало началом конца «серийного» убийцы. Следователи приступили к подворному обходу. Во время бесед с жителями ближайших к месту убийства домов был выявлен свидетель. Бабушка запомнила, что 16 июля 1996 г. к ее дому подъехал на велосипеде незнакомец с просьбой одолжить лопату — мол, забыл, собираясь на огород. Бдительная пенсионерка описала его внешность: паренек ниже среднего роста, светленький, плотного телосложения, с характерным шрамом на лице.
К этому моменту были получены данные судебно-медицинской экспертизы. Смерть Наташи Кирбабиной наступила в результате механической асфиксии. Телесные повреждения свидетельствовали об ее изнасиловании. Выстраивалась четкая версия: убийство на сексуальной почве совершено человеком с лопатой. Дальше, как говорят, дело техники. А техника и мастерство у наших следователей есть.
Вспомнили, точнее, установили, всех лиц, когда-либо попадавших в поле зрения милиции, склонных к извращениям, сексуальным домогательствам и преступлениям. В списке оказался и Бурцев. Еще в 1984 г. шестиклассник Ромка попытался раздеть девочку, затащив ее в подвал школы. Его поставили на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
Начальник уголовного розыска Амаев Руслан, «просеивая» список, обратил внимание на очередного подозреваемого. Интуиция подсказала: в этом что-то есть. И он не ошибся.
Как случилось, что тихий, застенчивый мальчик сформировался в настоящего убийцу? Какие условия способствовали этому? Заложено ли такое в генах либо это ущербное воспитание в семье, в школе, в обществе?
Биография маньяка ничем не примечательна. Обычная семья, обычное поведение в семье: пьянки, ссоры родителей. Обычная школа. Обычная армия. Обычная женитьба и обычная семейная жизнь.
Будучи по жизни серым и незаметным (как практически все маньяки), очень любил кино, особенно эротическое, представлял себя на месте героев фильмов. Убийства тоже совершал «по-киношному», вернее, как в одном из видеофильмов. Заставлял девочку лечь на живот, садился на нее, придерживая руки ногами, закрывал ей рукой нос и рот, и жертва погибала от удушья.
На момент последнего преступления Бурцеву было 25 лет.
«Темная лошадка, — такую характеристику дал Бурцеву его непосредственный начальник. — Человек он замкнутый, друзей в цехе не имел, был сам себе на уме». К несчастью, именно такие вот «темные лошадки» чаще всего совершают мерзкие и отвратительные поступки.
Как признавался Бурцев позже, большую часть прожитых лет он испытывал интерес к девочкам, женщинам, но в то же время боялся их. Хотелось «попробовать» девочку, поэтому стал присматриваться к младшим школьницам. Свои нападения на детей и проявленную жестокость по отношению к ним преступник объяснял тем, что он желал получить сексуальное удовольствие, познать девственность. Убивал и прятал трупы потому, что каждая девочка могла его опознать, а он боялся разоблачения.
В выводах психологической экспертизы указывалось о ханжеской половой морали Бурцева, диссонансе между ранним сексуальным интересом и реальными возможностями, о формировании комплекса неполноценности и т. д. В целом же экспертиза под руководством заведующего кафедрой психиатрии РГМИ профессора Бухановского А.О. представила заключение о том, что Бурцев не страдал ни хроническими психическими заболеваниями, ни временным расстройством психической деятельности, ни слабоумием, ни чем-то другим. В момент совершения преступлений у него не было каких-либо патологических отклонений, влияющих на способность правильно оценивать события. Бурцев отдавал отчет своим действиям и мог руководить ими.
Тихий, застенчивый мальчик стал убийцей в первую очередь потому, что в его семье не было атмосферы любви. Психологи говорят, что каждый маньяк помнит в деталях все обиды глубокого детства, и уродливое чувство справедливости порой перерастает в подсознательный комплекс мести, объектами которой оказываются те, кто слабее.
После задержания преступник не сразу признал себя виновным, и только благодаря совместным усилиям ГОВД и прокуратуры стал давать показания. Для следователей началась тяжелая, изнуряющая морально и физически работа по сбору доказательств. Задержанный по подозрению в изнасиловании и убийстве Наташи Кирбабиной, Бурцев отрицал свою вину. Только после опознания его гражданкой Нечаевой, у которой он просил лопату, и проведения с ним других следственных действий Бурцев рассказал, как совершил убийство Кирбабиной. В то же время он категорически не признавал себя виновным в других преступлениях. Однако поведение на допросах, образ жизни, отношение к сексуальным проблемам наводили на мысль о причастности Бурцева и к другим убийствам. Поэтому опять проводились допросы, очные ставки, предпринимались попытки установить с ним необходимый психологический контакт.
Наконец, в основном благодаря психологическому воздействию, при отсутствии каких-либо улик и свидетельских показаний, Бурцев сознался в убийстве Терновской Ирины. Его сразу же допросил прокурор, был произведен осмотр места происшествия с участием подозреваемого. Обладая хорошей зрительной памятью, Бурцев запомнил и показал место на кладбище, где в куче мусора закопал труп Терновской. В его присутствии труп был извлечен. Рядом, на месте изнасилования, при осмотре был обнаружен медальон с изображением Божьей Матери, принадлежащий Ире. Это был первый успех следователей.
Каждое последующее деяние маньяка также раскрывалось нелегко и также без предъявления улик, лишь психологическими методами. После долгих, настойчивых, упорных бесед Бурцев выдал еще одно из совершенных им преступлений. Так, 22 июля 1996 г. он показал, где спрятал труп Ани Кулинкиной. С большим трудом на свалке, в мусоре, на глубине более двух метров были обнаружены останки девочки. Еще одно убийство раскрыто.
Вскоре Бурцев поведал о том, как помогал Марине Алексеевой найти котенка. В указанном месте были обнаружены останки костей человека и одежда, принадлежавшая Марине.
В последнюю очередь Бурцев признался в убийстве Чуриловых, четко показал, где закопал своих жертв, и только благодаря этому с помощью экскаватора останки детей были найдены на большой глубине.
В дальнейшем в полном объеме были собраны доказательства, обличающие Бурцева и подтверждающие его признательные показания.
19 февраля 1997 г. областной суд Ростовской области приговорил каменского «серийного» убийцу к смертной казни. После ряда обжалований в высших инстанциях приговор Бурцеву оставили без изменения.
Однако справедливый приговор не поставил точку в деле каменского «Чикатило». Не ослабевает горе родителей. Их требование о смертной казни убийцы не исполняется. В нашей стране, стремящейся приблизиться к «цивилизованной Европе», действует мораторий на смертную казнь. Хочется верить, что Бурцев — первый и последний каменский «серийный» убийца, но ведь условия, в которых он сформировался, совсем не исключительные. Поэтому нельзя дать гарантии, что усилия следователей прокуратуры по
раскрытию аналогичных преступлений не понадобятся в ближайшем будущем.
Автор статьи В.И. Маслаков
Опубликовано в книге «Прокуратура Ростовской области на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, 2000, с. 289 – 295)