Актуальная проблема: как на практике определить судьбу ветхого жилья

07.09.2005
    В г. Донецке Ростовской области реализуется программа по переселению граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированных шахт ДОАО «Донецкое» непригодным для проживания по критериям безопасности. В перечень таких домов включено 162 дома, в которых проживает 1179 семей – около 3 тысяч человек. По состоянию на середину августа 2005 года было переселено 268 семей, следовательно, помещения, занимаемые ранее этими семьями, должны быть освобождены и находиться в муниципальной собственности. 
    В связи с тем, что переселение граждан, проживающих в ветхих домах, происходит в разное время, снос таких домов произвести невозможно. 
    Предоставлять освободившиеся помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация города не вправе, поскольку они признаны непригодными для проживания. 
    Однако порядок дальнейшего использования указанных объектов городской Думой г.Донецка не определен, что приводит к определенным проблемам и, нередко, к нарушениям закона. 
    Так, отдельные освободившиеся помещения в таких домах, в нарушение п.5.4 Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности г.Донецка Ростовской области», утвержденного решением городской Думы от 28.10.98 № 447, которым полномочия по передаче объектов муниципальной собственности в аренду, пользование возложены на Комитет по управлению имуществом г.Донецка, МУ «Управляющая компания» переданы безвозмездно во временное пользование по соглашениям «по обеспечению сохранности, содержания и использования нежилого помещения», несмотря на то, что решение о переводе их в нежилые никем не принималось. 
    Кроме того, в силу ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальная собственность, местные финансы и иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования, составляют экономическую основу местного самоуправления, и, согласно ст.36 указанного закона средства от использования муниципальной собственности зачисляются в доходы местных бюджетов, что регламентировано и ст.ст.41, 42 Бюджетного кодекса РФ. 
    Таким образом, местный бюджет города в связи с передачей МУ «Управляющая компания» освободившихся помещений на безвозмездной основе недополучает доходы от использования муниципального имущества. 
    Поскольку освободившиеся помещения значатся в реестре муниципальной собственности как жилые, а передаются в безвозмездное пользование в качестве нежилых, их назначение, по которому они должны использоваться, не определено, что создает предпосылки для нарушения требований ст.17 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей пределы использования жилого помещения, а, следовательно, и прав других граждан, проживающих по соседству. 
    В соглашении, заключаемом МУ «Управляющая компания», указано, что лицо, которому передается пустующее нежилое помещение во временное пользование, обязано использовать его по прямому назначению и в 3-хдневный срок заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг (электроснабжение, водоснабжение, ассенизация, техобслуживание, теплоснабжение), тогда как фактически заключить договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией не всегда возможно из-за отсутствия индивидуальных приборов учета. 
    Так, дом № 18 по ул.Цветкова в г.Донецке включен в перечень домов, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности. 
    Указанный дом ранее использовался как общежитие шахты «Изваринская», соответственно, квартиры в нем неизолированные, имеют места общего пользования и единый прибор учета электроэнергии – электросчетчик, в связи с чем оплата за электроэнергию рассчитывается в зависимости от количества зарегистрированных в доме граждан. 
    Таким образом, потребленная всеми проживающими в доме лицами электроэнергия учитывается единым электросчетчиком, оплата по которому ложится на зарегистрированных граждан, чем нарушаются их права потребителей, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1099 (с последующими изменениями). 
    Например, гр-ну К., зарегистрированному в доме № 18 по ул.Цветкова, за апрель 2005 года к оплате предъявлено 526 руб. 25 коп. за 421 кВт электроэнергии, тогда как гражданам, с которым заключены договоры на безвозмездное использование нежилых помещений, к оплате счета не предъявлены вообще. 
    Учитывая, что граждане, зарегистрированные в доме № 18 по ул.Цветкова, могут относиться к категориям граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг или предоставление субсидий по оплате ЖКУ, возмещение стоимости потребленной электроэнергии необоснованно ложится на федеральный и областной бюджеты. 
    Так, ветерану труда К. в мае 2005 года предоставлена льгота по оплате электроэнергии в размере 25 руб. 63 коп., которые должны быть возмещены за счет областного бюджета. 
    Отсутствие положения о порядке использования освободившихся помещений в жилых домах, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности, создает условия для бесхозяйственности, поскольку такие помещения подвергаются разграблению и разрушению со стороны жителей города. Одновременно создаются невыносимые условия для жизни граждан, не переселенных из указанных домов, а также проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от них, поскольку в свободных, зачастую разбитых помещениях, собираются лица, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками, и другие асоциальные элементы, которые устраивают дебоши, драки, пожары. 
    Полуразрушенные дома представляют угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку возникает опасность их обрушения в любой момент. 
    Отсутствие правового акта, регулирующего порядок использования освобождающихся помещений в жилых домах, признанных непригодными для проживания, принятого на городском уровне, послужило причиной выявленных нарушений, в связи с чем по результатам проверки прокурором города Донецка в городскую Думу внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, соответствующая информация направлена мэру города.

Пресс-служба прокуратуры области по материалам,
предоставленным прокуратурой г. Донецка