Об опыте надзорной работы по восстановлению трудовых прав работников транспорта

19.01.2005
Процесс реформирования транспортного комплекса сделал наиболее уязвимыми крупные стратегические предприятия, имеющие уникальный, но, к сожалению, не востребованный в полной степени человеческий и технический потенциал. Важнейшей целью и задачей прокурорского надзора в данном направлении является обеспечение соблюдения прав работников указанных транспортных организаций и прежде всего права на полную и своевременную выплату вознаграждения за труд.

В период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года в ОАО «Таганрогская авиация» (далее – ОАО «ТАВИА») сохранялась задолженность по заработной плате, размер которой менялся в пределах от 19 до 32 млн. руб., предприятие сократило рабочую неделю до 3-х дней, отправив в вынужденный отпуск ряд высококвалифицированных специалистов.

В связи с указанными нарушениями трудового законодательства Таганрогским транспортным прокурором 28.05.2004 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ, ход расследования которого взят на особый контроль прокуратурой Ростовской области.

В целях выявления причин и условий, способствовавших нарушениям закона, отделом по надзору за исполнением законов на транспорте прокуратуры области была проведена проверка в ОАО «ТАВИА».

Установлено, что 51 % акций общества, являющегося стратегическим предприятием, находится в собственности Российской Федерации и созданных государством юридических лиц. При этом собственник 44% ценных бумаг - ОАО «Авиастроительная холдинговая компания «Туполев» более года в управлении обществом не участвует, поскольку находится в процессе ликвидации.

Тем самым в нарушение ст. 103 Гражданского кодекса РФ, а также ст. ст. 47, 48 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» полномочия в управлении предприятием эффективно не реализуются.

ОАО «ТАВИА» является коммерческой организацией и осуществляет производство, ремонт и обслуживание самолетов и других летательных аппаратов. В то же время деятельность общества в соответствии с Уставом регламентируется Федеральными законами №№ 31-ФЗ от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», № 61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне», № 213-ФЗ от 27.12.1995 г. «О государственном оборонном заказе», согласно которым организация обязана проводить мобилизационные мероприятия, выполнять мобилизационные задания в соответствии с заключенными договорами (контрактами) и не вправе без согласования с Правительством Российской Федерации ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности, обеспечивающие выполнение оборонного заказа.

В прошлом году объем производства ОАО «ТАВИА» снизился по сравнению с 2003 г. почти в 25 раз (с 437, 561 до 18, 117 млн. руб.). Более того, фактически осуществляемые предприятием работы по ремонту авиационной техники – самолетов ТУ-142 различных модификаций своевременно и в полном объеме профинансированы не были.

Учитывая сведения, полученные в ходе проверки, руководством прокуратуры области было принято решение о внесении представления в адрес руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В.Л. Назарова. Указанному органу исполнительной власти было предложено осуществить во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами комплекс организационно-правовых мероприятий по оптимизации мобилизационной нагрузки в производственной деятельности ОАО «ТАВИА», повысить эффективность осуществления полномочий собственника в отношении акций ОАО «ТАВИА» для исключения нарушений трудовых прав работников предприятия.

В течение месяца после принятия указанных мер обществом был подписан контракт на проведение ремонта самолета ТУ-142М, принадлежащего вооруженным силам Республики Индия, за счет собственных средств и кредита Сбербанка РФ в полном объеме погашена задолженность перед работниками предприятия в сумме более 44 млн. руб.

Прокурор отдела по надзору
за исполнением законов на транспорте прокуратуры области
юрист 3 класса С.Ю. Жабинский