Что нужно знать предпринимателю при работе с гособоронзаказом

19.06.2019

Практика прокурорского надзора последних лет свидетельствует о масштабном вовлечении субъектов малого и среднего предпринимательства в систему гособоронзаказа, что положительно влияет на развитие отечественной экономики.

Предприятия малого и среднего бизнеса способны оперативно решать задачи второго, третьего и последующих уровней кооперации головного исполнителя.

Учитывая разнообразие и массовость поставляемых в рамках гособоронзаказа товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ (поставка строительных материалов, оказание услуг по техобслуживанию, выполнение монтажных работ и пр.), круг участников системы кооперации не ограничивается организациями, расположенными на территории г. Ростова-на-Дону, а распространяется и на малые города и районы Ростовской области.

Имея небольшой опыт работы в области гособоронзаказа, либо не имея его вовсе, упомянутые предприниматели зачастую не знакомы с требованиями, предъявляемыми к исполнителям гособоронзаказа, и особым регулированием данной сферы, плохо владеют нормативно-правовой базой.

Указанные обстоятельства приводят к неисполнению условий госконтрактов, а иногда и к срыву госборонзаказа.

К примеру, одним из распространенных нарушений остается неинформирование привлекаемых подрядчиков о выполнении работ (оказании услуг, поставке товаров) в рамках гособоронзаказа или неуведомление исполнителей о необходимости использования для расчетов отдельного счета, открытого в уполномоченном банке.

Подобные факты на первый взгляд выглядят малозначительно, однако в последующем приводят к нарушению прав добросовестных предпринимателей, влекут затрудненность либо невозможность отслеживания дальнейшего движения денежных средств, выделенных на реализацию гособоронзаказа, и, как следствие, их нецелевое использование (или хищение), а также к невозможности привлечения нарушивших условия госконтрактов нижестоящих исполнителей к административной ответственности.

Основные требования к исполнителю гособоронзаказа содержатся в ч. 2             ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Так, помимо основополагающей обязанности соблюдать условия госконтракта (п. 1, 14) исполнителю необходимо:

1) заключить договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком (п. 2);

2) уведомить (до заключения контрактов) привлекаемых им исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего обязательное условие об открытии отдельного счета (п. 3);

3)включить идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями (п. 4);

4) установить в контракте, заключаемом с другим исполнителем, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. 6);

5) использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета (п. 7);

6) информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа (п. 12);

7) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности (п. 16).

В случае, если в рамках гособоронзаказа привлеченный предпринимателем соисполнитель не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, а равно, если заказчик не оплатил исполненный хозяйствующим субъектом контракт, об этом необходимо незамедлительно информировать органы прокуратуры.

Административная ответственность за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу в части количества, качества, комплектности поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ установлена статьей 14.55 КоАП РФ, за нарушение сроков и порядка оплаты товара госзаказчиком - статьей 7.32.1 КоАП РФ, головным исполнителем – ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ.