О порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры

12.12.2018

Защита конституционных прав человека и гражданина – основная задача органов прокуратуры. Реализация такой задачи обеспечивается, в том числе в ходе рассмотрения поступающих в прокуратуру обращений граждан о фактах нарушения их прав.

Рассмотрение обращений в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с федеральными законами  и ведомственными организационно-распорядительными документами.

После поступления обращения в прокуратуру оно регистрируется и по нему принимается одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении его без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате его заявителю.

Поступившие в вышестоящую прокуратуру обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, уполномоченные рассматривать такие обращения, направляются указанным руководителям для проверки доводов с одновременным уведомлением об этом заявителей.

В соответствии с  ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Это позволяет избежать пересылки обращения надлежащему адресату, способствует его оперативному рассмотрению уполномоченным должностным лицом, принятию своевременных мер для устранения нарушений закона.

Как показывает практика, при направлении обращения гражданин может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому адресовано обращение. Учитывая это, закон обязывает получателя обращения, разрешение которого не входит в его компетенцию или превышает его полномочия, направить данное обращение в компетентный орган по подведомственности.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В связи с этим поступившие в прокуратуру обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей.

Обращения, из которых невозможно понять существо вопроса либо в них отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителю с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда ему для этого следует обратиться. После устранения причин, препятствовавших рассмотрению обращения, оно рассматривается в обычном порядке.

Не подлежат рассмотрению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения  направляется мотивированное сообщение.

Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

Поступившие в органы прокуратуры обращения разрешаются с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, а также материалов прокурорских проверок. Для обеспечения полноты и объективности проверок доводов обращения возможен выезд на место, привлечение специалистов, самих заявителей, получение объяснений должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

О принятии мер прокурорского реагирования или об отсутствии оснований для этого сообщается заявителю.

Обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В случае истечения установленного срока рассмотрения обращения в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями прав и интересов в судопроизводстве, установлены процессуальным законодательством и специальными ведомственными документами.