Прокурорский надзор на Дону после Октябрьской революции (1917-1924 г.г.)

Осенью 1917 г. в России обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над большей частью территории страны и управлением армией. Развал экономики и продолжающаяся война усугубляли социальную напряженность.

Результатом революционных преобразований 1917 г. явилось коренное изменение государственной системы России, правовой политики государства и непосредственно системы правоохранительных органов.

Система власти на местах в целом по стране сложилась за период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. После известия о победе большевиков в Петрограде Советы стали повсеместно брать власть на местах мирным или вооруженным путем. Они проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали новые органы, осуществляли налоговую и реквизиционную деятельность, формировали вооруженные отряды. Местные Советы сами определяли структуру и функции своих исполнительных органов.

Революция уничтожила старые и создала новые судебные органы. Назначение суда в соответствии с новой политикой государства состояло в осуществлении социалистического правосудия.

В качестве центрального органа судебного управления Декретом Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции РСФСР. Его задача заключалась прежде всего в организации местных советов судебного управления, в создании самой системы судебных учреждений и руководстве ими.

В законодательном порядке создание новых советских судов было закреплено в ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1, который установил два вида судов: народные суды и ревтрибуналы. Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы — для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях. Но на местах предпочитали создавать именно ревтрибуналы, поэтому первое время они занимались и общегражданскими делами.

Данным декретом была упразднена старая прокуратура. К началу 1918 г. относятся попытки организовать прокурорский надзор: коллегия наркомата постановила специального прокурорского надзора не создавать, а предложила ревтрибуналам организовать «камеры обвинения» при них.

В соответствии с Декретом о суде № 1 обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично. Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреждений путем введения окружных судов. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.

В мае 1918 г. был создан Ревтрибунал при ВЦИК для рассмотрения важнейших дел, изымаемых из подсудности местных трибуналов. Он состоял из следственной комиссии, коллегии обвинителей, коллегии защитников, кассационного отдела. Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Члены указанных коллегий были должностными лицами вплоть до 1920 г. Предварительное следствие проводили восстановленные Декретом о суде № 2 следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

К весне 1918 г. ситуация в районах складывалась по-разному, однако общей чертой начавшейся борьбы стали столкновения революционных органов власти с националистическими и консервативными силами. Последние сгруппировались в неоднородное по составу «белое движение», основу которого составили офицеры старой армии. В ходе начавшейся гражданской войны под контроль «белых» попали обширные районы Сибири, Урала, Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркестана и другие. При этом между армиями было осуществлено военно-политическое размежевание занятых ими территорий, пределы которых постоянно менялись, но общая регионализация сохранялась.

На территориях, занятых «белыми» армиями, восстанавливалась деятельность органов местного самоуправления, ликвидированных Советами. Центральная власть была сосредоточена в руках Главнокомандующего, который мог опираться на более демократические органы — советы, совещания, комитеты. При Главнокомандующем состоял совет, который имел функции совещательного органа. Казачьи части и органы самоуправления, которые имели довольно широкую автономию, подчинялись до 1920 г. Главнокомандующему.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусных и военно-судных комиссий при начальниках гарнизонов. Комиссии подчинялись главному прокурору, военные суды — войсковым начальникам. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались. При рассмотрении дел военно-полевые судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными начальниками. В случае несогласия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд. Так, согласно приказу атамана Всевеликого войска Донского от 26 июня 1919 г. № 994 отменен приговор военно-полевого суда по делу Платовского, Левкова и Непомнящего, дело направлено по подсудности.

В соответствии с соглашением Главнокомандующего вооруженными силами на Юге России и Донского атамана о восстановлении деятельности правительствующего Сената от 25 апреля 1919 г. на территории Всевеликого войска Донского был восстановлен учрежденный согласно постановлению Большого войскового круга от 20 сентября 1918 г. Донской сенат, названный правительствующим Сенатом. Его Департаменты действовали на территории Войска Донского, а также во всех местностях, находящихся под управлением Главнокомандующего вооруженными силами на Юге России, а равно и тех, которые, как предполагалось, по мере освобождения их от Советской власти будут подчинены тому же управлению.

Правительствующий Сенат находился в г. Новочеркасске и состоял из четырех Департаментов: Гражданского кассационного, Уголовного кассационного, Первого и Второго. Отчеты о деятельности Департаментов Сената направлялись ежегодно их Председателями Главнокомандующему и Донскому атаману. Обязанности и порядок деятельности кассационных департаментов определялись в Судебных уставах императора Александра II. Первый и Второй департаменты действовали на основании учреждения правительствующего Сената с соблюдением в отношении дел, касающихся Войска Донского, особенностей, определенных постановлением, принятым Большим войсковым кругом 20 сентября 1918 г.

Военно-судные дела Войска Донского в порядке кассационного рассмотрения подлежали ведению Уголовного кассационного департамента.

При правительствующем Сенате состояли обер-прокуроры и их товарищи, которые назначались Главнокомандующим вооруженными силами на Юге России и Донским атаманом по их взаимному соглашению из лиц, представленных начальником Управления юстиции при Главнокомандующем и управляющим Отделом юстиции Войска Донского.

При вынесении Департаментом определений «именем закона» выслушивалось заключение прокурора.

В соответствии с дополнениями к указанному соглашению от 11 июля 1919 г. исполнение обязанностей обер-прокурора возлагалось: в Общих собраниях кассационных департаментов, Первого и кассационных, Первого, Второго и кассационных — на обер-прокурора Уголовного кассационного департамента; в соединенных присутствиях кассационных и Первого департаментов, а также в соединенных присутствиях Первого и Уголовного кассационного департаментов и в Общем собрании всех департаментов — на обер-прокурора Первого департамента; в соединенных присутствиях Первого и Гражданского департаментов — на обер-прокурора Гражданского кассационного департамента.

Права, принадлежащие Министру юстиции как Генерал-прокурору, осуществлялись начальником Управления юстиции при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России и управляющим Отделом юстиции Всевеликого войска Донского по взаимному их соглашению, но при этом оговаривалось, что по делам, относящимся непосредственно к Области войска Донского, осуществлять права Генерал-прокурора должен управляющий Отделом юстиции Всевеликого войска Донского, а по делам, относящимся к местностям, находящимся под управлением Главнокомандующего, — начальник Управления юстиции при Главнокомандующем.

Исследование материалов Государственного архива Ростовской области позволяет судить о наличии следующей системы прокурорского надзора на территории Войска Донского в 1918—1919 гг.:
1) управляющий Отделом юстиции Всевеликого войска Донского;
2) обер-прокуроры правительствующего Сената;
3) прокурор Новочеркасской судебной палаты;
4) прокуроры окружных судов.

Мерами прокурорского реагирования в исследуемый период являлись протест, донесение, представление.

Донесения направлялись прокурорами окружных судов прокурору Новочеркасской судебной палаты, по делам особой важности — непосредственно управляющему Отделом юстиции Войска Донского, копии — прокурору Новочеркасской судебной палаты. Так, например, прокурором Ростовского-на-Дону окружного суда управляющему Отделом юстиции направлено донесение от 14 июля 1919 г. № 1915, согласно которому «около 2-х часов ночи сего 14 июня в г. Ростове-на-Дону в Палас-Отеле угол Таганрогской и Пушкинской улиц тремя выстрелами из револьвера убит Председатель Кубанской краевой рады Н.С. Рябовол». По менее важным делам в подобном порядке прокуроры направляли представления.

Управляющий Отделом юстиции Войска Донского обращался с аналогичными документами к управляющему военным и морским отделом Всевеликого войска Донского.

В Государственном архиве Ростовской области есть документы, свидетельствующие о том, что прокурором Новочеркасской судебной палаты велась активная работа по опротестованию судебных постановлений по гражданским делам. Так, прокурор Новочеркасского окружного суда 11 июля 1919 г. обратился в правительствующий Сенат по Первому департаменту с протестом № 1381 на постановление Нахичеванской городской управы от 29 марта 1919 г., указав, что «4-го мая 1919 года административным отделением Новочеркасского окружного суда оставлен без уважения мой протест».

Отдел юстиции Войска Донского обращался к «господам прокурорам» различных уровней с указаниями и разъяснениями и, кроме того, имел право вносить в правительствующий Сенат законопроекты.

Сроки заключения обвиняемых под стражей продлял Войсковой атаман, который в случае их нарушения сообщал об этом управляющему военным и морским отделом Войска Донского.

После поражения «белого» движения, изменений внешнеполитической ситуации и внутриполитической стабилизации в самой России на территории Ростовской области началось формирование системы прокурорского надзора советского периода.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При подготовке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали и по горизонтали (местным исполкомам). Однако основу данного Положения составила концепция В.И. Ленина, высказавшегося против принципа «двойного подчинения».

ВЦИК утверждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики, и в своей деятельности опирался на помощников. На прокуратуру возлагалось:

— осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);
— наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;
— поддержание обвинения в суде;
— наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

В фонде Донисполкома Государственного архива Ростовской области обнаружен Отчет о деятельности Донской областной прокуратуры за сентябрь 1922 г., адресованный Прокурору Республики. В нем сказано:

«Управление Областной прокуратуры открыло свои действия 1-го августа с/г в составе: областного Прокурора и двух помощников: при Донском Областном Трибунале и при народных судах г. Ростова-на-Дону Ростовского округа.

7 августа был созван съезд помощников прокурора и Зав, Бюро Юстиции для разрешения вопросов, связанных с организацией прокурорских участков. Ныне вся Донская область разбита на следующие участки: 1-й участок — г. Ростов-на-Дону, Ростовский округ и Совет народных судей; 2-й участок — Новочеркасск и Черкасский округ; 3-й участок — Донецкий и Верхне-Донской округ; 4-й участок — Морозовский и 1-й Донской округ, 5-й — Сальский округ.

В 1-м, 2-м и 5-м участках работа началась с 10-го августа и в 3-м участке в конце августа месяца с/г.

Таким образом, можно считать, что в течение августа первый организационный период закончен».

Указанный отчет подписан прокурором Донобласти, предположительно Поповым.

Данные фонда свидетельствуют о том, что прокуратура Донской области в 1923—1924 гг. действовала на основании Положения о Государственной прокуратуре (раздел 3 гл. 12 Положения о судоустройстве РСФСР), приказов по прокуратуре Республики от 13 июля 1923 г. № 54/96, № 10 (дата издания не установлена).

Из документов Донисполкома следует, что на 1 апреля 1923 г. в составе прокуратуры было 6 помощников прокурора, на 1 июля — 7, на 1 октября — 9. По работоспособности лучшими назывались Пашкевич, Башенков, Игнатов и Шулков, средней работоспособности — Антюшин, Ранкевич и Скопина, слабым — Попов.

4 июля 1924 г. Крайэкономсовет Юго-Востока России вынес постановление о переходе на окружную систему, и Донская область как административная единица была упразднена, а ее территория разделена на 4 округа с непосредственным краевым подчинением. В ноябре 1924 г. Юго-Восток России был переименован в Северо-Кавказский край.

В докладе краевого прокурора о деятельности Краевой прокуратуры за I полугодие 1924 г. отмечалось, что на 1 июля 1924 г. в составе Краевой прокуратуры имелось 5 человек — краевой прокурор, два его заместителя — Осинкин и Ратгаузер, и два помощника — Костюков и Пророков (временно допущен к исполнению обязанностей). Заместитель т. Осинкин ведает надзором за ППОГПУ на Юго-Востоке России, т. Ратгаузер — за следственными делами краевого значения и судебными выступлениями. Помощник прокурора т. Костюков ведет подготовительную работу по общему надзору, а т. Пророков ведает общим отделом, в частности, инструкторско-ревизионной частью. Весь прокурорский состав края (в том числе и Краевое управление прокуратуры) составляет 89 человек.

Донская окружная прокуратура Северо-Кавказского края была организована в системе местных административных учреждений в конце 1924 г., ее территориальные границы действия и штат были установлены согласно плану, намеченному Центром.

Автор статьи Е.А. Великова
Опубликовано в книге «Прокуратура Ростовской области на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, 2000, с. 32–40)